Бизнес-план как основа предпринимательства

Рыночная экономика предъявляет к молодежи новые требования, студенты должны обладать знаниями и умениями, профессиональными навыками, предпринимательским мышлением, творческой инициативой, конкурентоспособностью, умением ставить цели и добиваться их.        

В рамках факультативных занятий «Основы предпринимательской деятельности», среди студентов группы Ф-31 Высшего колледжа была проведена деловая игра «Выбор бизнес-идеи». С развитием информационных технологий, ростом конкуренции на рынке труда самостоятельное составление бизнес-плана позволяет намного глубже вникнуть в будущее дело. Разработанные бизнес-планы помогут выживать в современном мире новых технологий, поэтому это направление востребовано и необходимо. Развитие субъектов малого и среднего бизнеса, которым отводится роль будущего экономики Республики Казахстан, является одним из главных приоритетов программы Новой индустриализации. Будущим выпускникам была предоставлена возможность продемонстрировать свои знания, умения и навыки по ведению организации бизнеса. Новые требования общества к  уровню образованности и развития личности, приводят к необходимости изменения  технологий обучения.

Деловая игра – это средство моделирования проблемных ситуаций, один из методов подготовки и адаптации студентов к производственной среде предприятия. На протяжении нескольких занятий студенты, разделившись на команды, разрабатывали бизнес-планы согласно выбранной теме. Для этого,  они знакомились с основными аспектами разработки этого непростого документа, определяли критический объем продукции, смету затрат на производство продукции и показатели доходности. Завершающим этапом этой работы стала защита бизнес- проектов по следующим направлениям:

«Открытие анти-кафе»

  • «Открытие теплиц по выращиванию цветов»
  • «Выращивание лошадей редкой масти»
  • «Открытие частного детского сада»
  • «Открытие туристического агентства»
  • «Открытие EVENT-агентства».

Подвести итоги нелегкой работы студентов, примеривших на себе роль начинающих предпринимателей, были приглашены представитель Палаты предпринимателей Бурабайского района – Отарбаева А.С., заведующая бухгалтерско-технологическим отделением Жунусова А.Б., зав.практикой Торичная И.А , преподаватели спец дисциплин. Приглашать на подобные мероприятия представителей действующего предпринимательства стало в колледже доброй традицией. Взаимосвязь между социальными партнерами и учебным заведением является залогом качественного обучения и трудоустройства наших выпускников.

Каждая команда в течение отведенного времени, защищала свои бизнес-идеи, сопровождавшиеся содержательными и яркими презентациями. Бизнес- планы студентов – это идеи, которые возможно реализовать,  и ориентированы на развитие сферы малого и среднего бизнеса, определение перспективных направлений развития и планирование деятельности на ближайший и отдаленный периоды,  в соответствии с возможностями и потребностями рынка. Каждый бизнес проект учитывал  спрос на данную услуги в регионе и масштабах страны, условия кредитования, ценовую политику, риски, связанные с ведением бизнеса. Многие из команд провели маркетинговые исследования и анкетирование. Каждый член команды защищал свой раздел бизнес – плана. Очень активно обсуждались вопросы оппонентов. Студенты достойно представили свои работы, постарались раскрыть все свои теоретические знания и практические навыки.

Сложно было и жюри оценить луший проект, так как каждый  из них был по своему актуален, инетесен и креативен.  В ходе жарких споров, лучшим был признан бизнес-план на тему «Выращивание лошадей редкой масти». Озвучила результаты представитель Палаты предпринимателей Бурабайского района – Отарбаева А.С. , которая рассказала о тонкостях ведения бизнеса, успехах и неудачах, которые закаляют характер бизнесмена, отметила умение студентов лаконично излагать свои мысли,  грамотную речь, применяемую терминологию студентов на государственнолм языке, акцентировала роль элементов полиязычия, применяемых студентами в ходе презентации своих бизнес-идей.

 В условиях рыночной экономики необходимо воспринимать предпринимательство как образ жизни, использовать пути реализации себя как предпринимателя, можно продолжить семейное дело или открыть свое, нужно только научиться видеть возможности и использовать разные ресурсы.