Профессиональное самоопределение

 

Проводя психологический анализ готовности студентов к будущей профессии, выявляется,  что порядка 50% всех первокурсников не понимают сути выбранной профессии, более того, из них порядка 30% точно по этой специальности работать не будут. Поэтому примерно к окончанию первого курса происходит движение контингента внутри колледжа, когда обучающиеся переходят из одной специальности в другую, так же наблюдается движение контингента в пользу других учебных заведений.

В этом процессе есть две составляющие – одна имеет положительный характер, другая – отрицательный.

Начнем с отрицательного элемента. Новая формация образования, к сожалению, не предусматривает профессиональной ориентации школьников в полной мере. Ушли в небытие учебно-производственные комбинаты, предприятия перестали приглашать школьников на экскурсии, и если мероприятия проводятся, то в большинстве своем, по инициативе школы, колледжа, а не самого предприятия. Есть ли заинтересованность предприятий в профессиональной ориентации и необходимости растить молодые кадры – безусловно, есть, готовы ли они патронировать этот вопрос – нет. Другой вопрос – почему? Все довольно банально – это требует дополнительных затрат  на содержание штата мастеров производственного обучения, курирующих данный вопрос от профориентации до взращивания молодого специалиста. Промышленные гиганты этот штат имеют, а вот предприятия среднего, а тем более малого бизнеса – нет.

Так чья же проблема – профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение в современных реалиях? Вся работа ложится на семью, школу, колледж, ВУЗ. Хотите успешное будущее для своего ребенка? Хотите целеустремленных учеников? Хотите заряженных на получение профессиональных знаний студентов, которые обязательно трудоустроятся, желательно по полученной специальности – изучайте вопрос, анализируйте  и профессионально самоопределяйте.

Положительная сторона – право выбора. Новый мир требует новых подходов. Трендом современного профессионального роста является изучение нескольких профессиональных направлений. От специалиста требуется постоянная готовность к получению новых знаний. Поэтому, необходимо давать право на собственное представление будущего у каждого школьника, студента. И в нем есть место ошибки профессионального выбора. И есть право на получение параллельной специальности, может и вполне отличной от изначально выбранной.

Как можно помочь молодому человеку выбрать то направление в профессиональной деятельности, которое поможет ему быть удовлетворенным своей трудовой деятельностью? Следить за его увлечениями, понимать особенности характера, темперамента, коммуникативными навыками. Помогать, не нагружая его собственными мечтами о той профессии, которую мы хотели получить, но, в силу обстоятельств, не получили. Направлять – информируя о том, где можно почитать о существующих специальностях и квалификациях, посмотреть видеоролики, может даже встретиться с представителями профессии и договорится об экскурсии на предприятии. И, самое главное, не мешать, если выбор сделан. При этом ребенок должен знать, что он имеет право ошибиться, и есть масса возможностей получить то профессиональное образование, которое принесет наибольшее удовлетворение.

 

Шудабаева Р.Ж.

Руководитель центра профориентации и карьеры Высшего технического колледжа, город Щучинск