Вызовы и возможности колледжа на современном этапе.

Сегодня говорят о необходимости пересмотров подходов к обучению, так как быстро меняющаяся реальность ставит новые вызовы к самому понятию профессионал и тому, какими навыками он должен владеть.

Так в докладе экспертов Global Education Futures и WorldSkills Russia называют следующие тренды, определяющие образ рабочего места в XXI веке:

цифровизация всех сфер жизни, автоматизация и роботизация,
демографические изменения (рост продолжительности жизни, урбанизация, растущая роль женщин в экономике), глобализация (экономическая, технологическая и культурная) и др.

Эти тренды уже затронули практически все индустрии, и работодатели ожидают от сегодняшних выпускников не только владением конкретными профессиональными навыками, но и способностью к быстрому
самообучению, адаптивности, работе в команде, способности к нестандартным и творческим решениям и др. При этом отмечается еще один мегатренд – ускорение: «новые технологические решения и социальные
практики возникают всё быстрее».

В то же время еще один фактор стимулирует систему технического и профессионального  образования на изменения – в колледж приходят представители так называемого поколения Z. Под номинацией поколение Z будет пониматься обобщенное представление о поколении, рожденном после 2000 г. В качестве некоторых характеристик поколения Z называют следующие:

  • Они технически подкованы и находятся в постоянном контакте с людьми 24/7, используя социальные сети и мессенджеры.
  • Они хотят технологии, которая проста в использовании и решит их проблемы, поможет координировать их деятельность, или предоставить им соответствующих людей или информацию.
  • Они находят ответы на вопросы в Google и YouTube, но им не всегда хватает навыков критического мышления для оценки источников. Вместо того, чтобы читать статью, они хотят посмотреть видео (YouTube), которое подводит итог.
  • Высокая степень персонализации. Поколение Z упорно трудится над поиском и созданием собственного имиджа, ищут персонализации всех сфер жизни.
  • Высокая степень прагматичности.

Каким образом, какими средствами, с помощью каких инструментов можно учесть, как вызовы меняющейся среды, так и нового поколения.

Принимая во внимание ориентированность обучающихся на получение практического опыта, так как они крайне прагматичны, в колледже практикуется:

1) Усиление практического аспекта подготовки будущих специалистов. На долю практического обучения приходится от 40 до 60% учебного времени. Выделено достаточное количество часов на отработку практических навыков и созданы необходимые условия (специализированные кабинеты и лаборатории с лабораторным оборудованием). Обучающиеся активно используют мультимедийные средства и электронные учебники. В процессе обучения акцент ставится на умение работать в команде, способность к адаптации.

2) Отработка обучающимися практических навыков позволяет выполнять все практические работы. Тематика и объем выполняемых практических работ соответствуют тематике и объему по учебным программам соответствующих дисциплин и позволяют реализовать квалификационные требования к уровню практической подготовки обучающихся.

Современную жизнь невозможно представить без цифровизации. В профессиональном образовании она обусловлена дигитализацией учебного процесса.

Дигитализация (англ. digitalisation) в образовании — цифровизация — процесс перевода содержания образования во всех его формах (графической, текстовой, звуковой) в цифровой формат, понятный овременным компьютерам. Дигитализация позволяет отцифрованному содержанию легко «транспортироваться» по любому каналу электронной коммуникации.

Сегодня высший технический колледж дает возможность использовать в образовательном процессе широкий спектр девайсов (различных технических средств обучения: от видеопроекторов, ПК, смарт-досок, планшетов, трехмерного — стерео 3D и т.д.), которые позволяют педагогу (мастеру п/о) и обучающимся не только увидеть (на экране), услышать, но и выполнить учебное задание, творческую и практическую работу в таком ракурсе, которого еще совсем недавно не было.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что начавшийся процесс дигитализации в образовании уже приносит свои первые плоды как для педагогов, так и для обучающихся. Первые смогли изменить свое отношение к преподаваемой дисциплине, оценить новые возможности компьютерных дивайсов в преподавании, подаче информации, эффективности новых методов и методик, связанных с отцифровкой учебного материала. У вторых ощутимо повысился интерес и мотивация к обучению, связанные с работой в привычной онлайн-среде.

Цифровые технологии индивидуализируют учебный процесс, развивают у обучающихся самостоятельность. Повышается качество образования, и речь идет не только о выполнении требований учебной программы: занятия начинают отвечать личным интересам и потребностям обучающихся. Внедрение цифровых технологий позволяет: перейти от обучения в учебной аудитории к обучению в любом месте и в любое время; проектировать индивидуальный образовательный маршрут, тем самым удовлетворять образовательные потребности личности обучающегося; превратить обучающихся не только в активных потребителей электронных ресурсов, но и создателей новых ресурсов. Это стало актуальным в период пандемии.

Согласно Приказу №123 МОН РК от 01.04.2020 г. «Об усилении мер по недопущению распространения коронавирусной инфекции COVID-19 в организациях образования, в период пандемии» наш колледж, как и все учебные заведения страны, перешел на дистанционное обучение. Для работы в дистанционном режиме был разработан план перехода на ДО, состоящий из следующих этапов:

– Разработаны памятки и методические рекомендации по проведению занятий, выполнению заданий и соблюдению режима ЧП для студентов, родителей и преподавателей в период пандемии.

– Создана мониторинговая группа из числа административно-управленческого персонала.

– Подготовлены видео-вебинары для педагогов и обучающихся по работе на цифровых платформах.

– Организовано каскадное обучение в онлайн-режиме.

Для обучения педагогического коллектива и студентов работе на цифровых платформах были подготовлены и размещены видео, вебинары на YouTube канале, сайте и в социальных сетях колледжа. При возникновении трудностей в работе на цифровых платформах ежедневно проводились вебинары среди преподавателей и студентов.

Несмотря на все сложности работы в дистанционном режиме, преподаватели колледжа активно участвовали в конференциях, конкурсах, публиковали статьи о применении дистанционного обучения в учебном процессе, готовили обучающихся для участия в дебатах, конференциях, олимпиадах, где студенты также показали отличные результаты.

Педагогическое сотрудничество с обучающимися и их родителями реализовывалось с использованием средств мобильной связи и интернет-сервисов на основе принципов: технологической доступности, содержательного соответствия, индивидуализации, полноты, системности применения. Для работы в режиме онлайн педагоги колледжа применяли приложения Skype, WhatsApp, Zoom, Webex Meetings, Telegram, портал College SmartNation, платформу Disсort. Данные мессенджеры позволили оперативно оповещать студентов и родителей о ходе образовательного процесса, проводить быстрый опрос, совершать индивидуальные рассылки (статистику успеваемости и т.д.), дали возможность постоянного доступа к информационным материалам, а также проведению групповых и коллективных мероприятий в удаленной форме.

Применяя дистанционные технологии в учебном процессе, мы можем отметить положительные стороны: доступность образования вне зависимости от географического положения; получение необходимой информации и повышение уровня знаний; индивидуальный темп обучения; свобода и гибкость графика обучения; возможность для инновационного творческого подхода в процессе обучения; технологичность, использование новейших технологий; мобильность обучения; обучение в комфортной, привычной обстановке; систематизация информации; повышение качества обучения за счет применения современных средств; визуализация информации и ее демонстрация; обмен информацией между несколькими пользователями, находящимися на большом расстоянии друг от друга; создание единой образовательной среды. Но наряду с достоинством данных технологий есть и ряд недостатков: отсутствие личного общения между обучающимся и педагогом, а также среди обучающихся; превалирующее влияние письменной основы обучения; необходимость наличия жесткой самодисциплины; необходимость наличия технического оборудования и постоянного доступа к сети Internet; отсутствие постоянного контроля над обучающимся; недостаток практических знаний.

Преподаватели колледжа постоянно работают над пополнением и актуализацией УМКД, разрабатывают видеолекции, вебинары, уроки. Все видео размещены на YouTube канале, доступ к которому открыт на сайте колледжа, для просмотра можно пройти по ссылке, размещенной в электронном УМК.

Свою миссию высший технический колледж, обеспечение рынка труда и экономики специалистами, имеющими квалификацию, соответствующую задачам построения инновационной конкурентоспособной казахстанской экономики, обеспечение их эффективного трудоустройства, непрерывного профессионального и личностного роста в интересах обеспечения социального единства и процветания казахстанского общества, выполняет.

ЛИТЕРАТУРА
1. Лошкарева Е., Лукша П., Ниненко И, Смагин И., Судаков Д. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире. 2018. URL:

3. Rothman D. A Tsunami of learners called Generation Z. 2016. URL: http://www.mdle.
net/JoumaFA_Tsunami_of_Learners_ Called_Generation_Z. pdf.
         4. Dimock M. Defining generations: Where Millennials end and Generation Z begins // Pew Research Center. 2019. Т. 17. URL: http://tony-silva.com/eslefl/miscstudent/downloadpagearticles/defgenerations-pew.pdf.

5. Mohr K.A.J. et al. Understanding Generation Z students to promote a contemporary learning environment // Journal on Empowering Teaching Excellence. 2017. Т. 1, № 1. Р. 9.

8. Богачева Н.В., Сивак Е.В. Мифы о «поколении Z». М.: НИУ ВШЭ, 2019. 64 с. URL:

https://ioe.hse.ru/data/2019/05/25/1494557373/САО%20(1)22%20электронный.pdf"http://fmsh.nis.edu.kz/wpcontent/uploads/2018/09/SHymkent-NISH-FMN-metod_copilka-366.pdf">http://fmsh.nis.edu.kz/wpcontent/uploads/2018/09/SHymkent-NISH-FMN-metod_copilka-366.pdf.