В сфере технического и профессионального образования учебно-исследовательская деятельность студентов становится составляющей образовательного процесса, необходимым средством повышения мотивации к обучению, развития интереса к выбранной профессии, важным моментом в становлении интеллектуального потенциала специалиста. Учебно-исследовательская работа студентов, которая проводится ежегодно в Высшей технической школе г. Щучинска, является неотъемлемой частью подготовки квалифицированных и компетентных специалистов, становится неразрывной составляющей единого учебного процесса.Высокая мотивация к выполнению научно-исследовательской работы является основой для получения высоких результатов и реализации своих интеллектуальных способностей. Эффективность организации научно-исследовательской работы студентов Высшей технической школы на раннем этапе обучения подтверждается высоким уровнем научных мероприятий, на которых с докладами выступают студенты, занимающиеся научно-исследовательской работой под руководством преподавателей-наставников.
В связи с этим в прошлом учебном году мы со студентом второго курса Высшей технической школы Ремезовым Никитой, членом кружка «Электрик», приняли участие в конкурсе молодёжных проектов «Взгляд в ЭКСПО-2017» по Акмолинской области в рамках Программы малых грантов и Программой развития ООН. Нами был представлен действующий макет дома с автоматизированной системой процессов посредством дистанционного управления через сеть интернет.
Участие в конкурсе предполагало ещё одну цель – возможность использования макета и усвоения собранного материала, программного обеспечения, не только студентами старших (третьих и четвёртых) курсов, но и для младших, менее технически подготовленных начинающих новаторов.
Именно поэтому, акцент в данном проекте был поставлен, по возможности, на создание макета на основе инновационного микропроцессора Arduino, с комплексом программного обеспечения, современных датчиков, реле, компьютера и модема.
Кроме этого, с постоянно развивающийся технологический прогресс в энергетики и автоматизации, способствует появлению новых аналогов микропроцессорной техники и программного обеспечения. Образовательная система должна так же своевременно доводить до получающих техническое и профессиональное образование студентов расширенную информацию в этой области, чтобы будущий специалист был компетентен не только в вопросах устоявшихся технологий, но и инновационных идей.
Так, проект автоматизации дома даёт немаловажную пользу в учебном процессе. Рабочий макет можно использовать в качестве лабораторного стенда и при изучении предмета «Системы автоматического управления» для изучения систем автоматизации производственных процессов. До сих пор в программе предмета, изучаются морально устаревшие электромеханические реле. Сегодня практически вся система автоматизации перешла на микропроцессорную платформу (данное направление в электроэнергетике довольно актуально, а доступной и понятной технической литературы по программированию и автоматизированию процессов, к сожалению, у нас крайне мало). А такие платформы как Arduino оптимальный вариант выбора. Момент перехода изучения микропроцессорных систем автоматизации, мы ещё не совсем упустили, и чем раньше перейдём к нему, тем больше есть шансов повысить производительность предприятий. И, что немаловажно, снизить всё возрастающее загрязнение окружающей среды за счёт экономии энергоресурсов.
В ходе работы над проектом были проинформированы студенты специальностей: электромеханики, механики и горные электромеханики, обучающиеся в ВТШ города Щучинск (54 чел). Был проинформирован о нашем проекте весь преподавательский состав ВТШ города Щучинск (около 80 чел). А также автор проекта, студент Ремезов Никита участвовал в различных конкурсах, выставках и конференциях с макетом.
- Международная конференция в г. Астана «Энергоэффективное освещение»;
- Конкурс инновационных идей и проектов «Мини ЭКСПО 2014» в г. Кокшетау;
- Выставка на ежегодном отчёте акима области Кулагина С.В. перед населением,
Где также рассказывал посетителям и гостям о проекте (приблизительно было охвачено около 500 чел).
В общей сложности более 600 человек узнали о нашем проекте и как с помощью систем автоматизации мы планируем получить более компетентных специалистов в области систем автоматизации на основе микропроцессорных платформ Arduino.
После получения гранта реализованного при финансовой поддержки Программы Малых Грантов Глобального Экологического Фонда при администрировании ООН было приобретено 6 комплектов конструктора Arduino на общую сумму 162900 тг., которые используются на уроках «Система автоматического управления» и на кружке «Электрик». Уже несколько проектов были выполнены студентами, один из них это «Солнечный трекер». Результаты нашего проекта являются в большей степени долгосрочными, так как показатели энергосбережения будут достигнуты с помощью широкого внедрения студентами-выпускниками систем автоматизации, как в домах, так и на производстве.
Считаю, что проект «Система автоматизации дома» достиг положительных результатов, таких как:
– Создан макет дома с автоматизированными процессами, который наглядно демонстрирует работу автоматики;
– Приобретены и используются студентами в учебном процессе комплекты конструктора Arduino;
– Проведена работа по информированию населения о проекте «Система автоматизации дома».
Проект можно считать успешно реализованным, так как возникли дополнительные идеи у студентов применения систем автоматизации на производстве и в быту, вызвал огромный интерес среди них, кто заинтересовался микропроцессорными технологиями, ведь будущий специалист должен быть компетентен не только в вопросах устоявшихся технологий, но и инновационных идей. Таким образом, исследовательская работа рассматривается как фактор, способствующий развитию учебно-исследовательских умений студентов, помогает совершенствовать профессиональную компетентность будущего специалиста, способствует созданию системы теоретических знаний и практических умений, позволяет формировать отношение к науке как важнейшему средству диагностики, проектирования, прогнозирования и совершенствования практики.
Искаков С. С., Ремезов Н. Ю.