РАЗВИТИЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ КРУЖКА «ЭЛЕКТРИК»

В сфере технического и профессионального образования учебно-исследовательская деятельность студентов становится составляющей  образовательного процесса, необходимым средством повышения мотивации к обучению, развития интереса к выбранной профессии, важным моментом в становлении интеллектуального потенциала специалиста. Учебно-исследовательская работа студентов, которая проводится ежегодно в Высшей технической школе г. Щучинска, является неотъемлемой частью подготовки квалифицированных и компетентных специалистов, становится неразрывной составляющей единого учебного процесса.Высокая мотивация к выполнению научно-исследовательской работы является основой для получения высоких результатов и реализации своих интеллектуальных способностей. Эффективность организации научно-исследовательской работы студентов Высшей технической школы на раннем этапе обучения подтверждается высоким уровнем научных мероприятий, на которых с докладами выступают студенты, занимающиеся научно-исследовательской работой под руководством преподавателей-наставников.

В связи с этим в прошлом учебном году мы со студентом  второго курса Высшей технической школы Ремезовым Никитой, членом кружка «Электрик», приняли участие в конкурсе молодёжных проектов «Взгляд в ЭКСПО-2017» по Акмолинской области в рамках Программы малых грантов и Программой развития ООН. Нами был представлен действующий макет дома с автоматизированной системой процессов посредством дистанционного управления через сеть интернет.

 

Участие в конкурсе предполагало ещё одну цель – возможность использования  макета и усвоения собранного материала, программного обеспечения, не только студентами старших (третьих и четвёртых) курсов, но и для младших, менее технически подготовленных начинающих новаторов.

Именно поэтому, акцент в данном проекте был поставлен, по возможности, на создание макета на основе инновационного микропроцессора Arduino, с комплексом программного обеспечения, современных датчиков, реле, компьютера и модема.

Кроме этого, с постоянно развивающийся технологический прогресс в энергетики и автоматизации, способствует появлению новых аналогов микропроцессорной техники и программного обеспечения. Образовательная система должна так же своевременно  доводить до получающих техническое и профессиональное образование студентов расширенную информацию в этой области, чтобы будущий специалист был компетентен   не только в вопросах устоявшихся технологий, но и инновационных идей.

Так, проект автоматизации дома даёт немаловажную пользу в учебном процессе. Рабочий макет можно использовать в качестве  лабораторного стенда и при изучении предмета «Системы автоматического управления» для изучения систем автоматизации производственных процессов. До сих пор в программе предмета, изучаются морально устаревшие электромеханические реле. Сегодня практически вся система автоматизации перешла на микропроцессорную платформу (данное направление в электроэнергетике довольно актуально, а доступной и понятной технической литературы по программированию и автоматизированию процессов, к сожалению, у нас крайне мало). А такие платформы как Arduino оптимальный вариант выбора. Момент перехода изучения микропроцессорных систем автоматизации, мы ещё не совсем упустили, и чем раньше перейдём к нему, тем больше есть шансов повысить производительность предприятий. И, что немаловажно, снизить всё возрастающее загрязнение окружающей среды за счёт экономии энергоресурсов.

В ходе работы над проектом были проинформированы студенты специальностей: электромеханики, механики и горные электромеханики, обучающиеся в ВТШ города Щучинск (54 чел). Был проинформирован о нашем проекте весь преподавательский состав ВТШ города Щучинск (около 80 чел). А также автор проекта, студент Ремезов Никита участвовал в различных конкурсах, выставках и конференциях с макетом.

  • Международная конференция в г. Астана «Энергоэффективное освещение»;
  • Конкурс инновационных идей и проектов «Мини ЭКСПО 2014» в г. Кокшетау;
  • Выставка на ежегодном отчёте акима области Кулагина С.В. перед населением,

Где также рассказывал посетителям и гостям о проекте (приблизительно было охвачено около 500 чел).

В общей сложности более 600 человек узнали о нашем проекте и как с помощью систем автоматизации мы планируем получить более компетентных специалистов в области систем автоматизации на основе микропроцессорных платформ Arduino.

После получения гранта реализованного при финансовой поддержки Программы Малых Грантов Глобального Экологического Фонда при администрировании ООН было приобретено 6 комплектов конструктора Arduino на общую сумму 162900 тг., которые используются на уроках «Система автоматического управления» и на кружке «Электрик». Уже несколько проектов были выполнены студентами, один из них это «Солнечный трекер». Результаты нашего проекта являются в большей степени долгосрочными, так как показатели энергосбережения будут достигнуты с помощью широкого внедрения студентами-выпускниками систем автоматизации, как в домах, так и на производстве.

Считаю, что проект «Система автоматизации дома» достиг положительных результатов, таких как:

– Создан макет дома с автоматизированными процессами, который наглядно демонстрирует работу автоматики;

– Приобретены и используются студентами в учебном процессе комплекты конструктора Arduino;

– Проведена работа по информированию населения о проекте «Система автоматизации дома».

Проект можно считать успешно реализованным, так как возникли дополнительные идеи у студентов применения систем автоматизации на производстве и в быту, вызвал огромный интерес среди них, кто заинтересовался микропроцессорными технологиями, ведь будущий специалист должен быть компетентен   не только в вопросах устоявшихся технологий, но и инновационных идей. Таким образом, исследовательская работа рассматривается как фактор, способствующий развитию учебно-исследовательских умений студентов, помогает совершенствовать профессиональную компетентность будущего специалиста, способствует созданию системы теоретических знаний и практических умений, позволяет формировать отношение к науке как важнейшему средству диагностики, проектирования, прогнозирования и совершенствования практики.

Искаков С. С., Ремезов Н. Ю.